Блог
Слоны и человек: ветеринарные аспекты взаимодействия (часть 3)
Историко-культурный экскурс
Отходя от сугубо профессиональной темы доклада, позвольте дать небольшой историко-культурный экскурс, характеризующий взаимоотношения слона и человека.Слоны и их исчезнувшие «родственники» (мамонты и мастодонты) активно истреблялись охотниками Каменного века. Изображения этих животных часто встречаются в наскальной живописи на территории Европы (датируются III тысячелетием до РХ), а также в неолитическом искусстве Африки.Слоны известны своей отличной памятью и сообразительностью. Аристотель однажды сказал, что слон — «животное, которое превосходит всех других в остроумии и интеллекте». Возможно, именно этим они привлекают человека на протяжении нескольких тысячелетий. Интерес к этим животным во многом обусловлен той немаловажной ролью, которою они играют в жизни человечества. Но, несмотря на долгое совместное существование с человеком, эти животные так и небыли полностью одомашнены, хотя отдельных особей издавна приручали и использовали с самыми разными целями. Они были участниками многих исторических сражений, их стали использовать в качестве рабочей силы и транспорта; они служили для увеселения публики. Сегодня слоны активно вовлекаются в туристический бизнес в африканских и азиатских странах. Самым ранним свидетельством приручения слонов являются изображения на мыльных камнях (стеатитах) периода расцвета Хараппской культуры, созданных 4500 лет назад в Долине Инда, на территории современного Пакистана. Индийский слон, судя по сохранившимся резным печатям, служил человеку уже в 2000 до РХ.; как полагают, тогда же делались попытки подчинить его менее покладистого африканского сородича. Хотелось бы остановить ваше внимание на некоторых функциях слонов, которые наиболее ярко демонстрируют исторические и практические аспекты их взаимодействия с человеком. Военная функция слонов является одной из древнейших. Хараппская цивилизация в Долине Инда, основанная арийскими завоевателями в 1500 году до РХ, восприняла опыт содержания слонов, существовавший на тот момент у индийских племён. Эпические индийские тексты описывают участие слонов в сражениях 1000 – 700 гг. до РХ. Династия царей древнеиндийского государства Магадха содержала армию из 3000 слонов в IV в. до РХ. Возможно, количество боевых слонов, указанное в источнике, несколько завышено, они, несомненно, являлись неотъемлемой частью индусской армии в первом тысячелетии до РХ. После столкновения Александра Македонского с персидским царём Дарием III в битве при Гавгамелах в 331 г. до РХ македонская армия пополнилась 15 слонами, захваченными у Дария. Во время продвижения Александра в Индию она насчитывала уже 100 слонов. В 326 году до РХ армия Александра Македонского на берегах реки Гидасп столкнулась с 200 слонов с лучниками на спинах, посланными индийским царём Пором. Несмотря на удачный исход битвы, войска Александра воспротивились дальнейшему продвижению в Индию. Возможно, это было вызвано слухами о тысячах боевых слонов, готовящихся отразить их атаку. Они повернули к Средиземному, уводя с собой 200 захваченных слонов. После смерти Александра в Вавилоне в 323 г. до РХ многочисленные претенденты на его престол разделили его государство. За этим последовали три века войн на территории Средиземноморья и Ближнего Востока, в которых африканские и азиатские слоны играли одну из решающих ролей. На территории Египта Птолемей I создал армию из 43 индийских слонов, захваченных в ходе битвы при Газе в 312 г. до РХ. Его сын (Птолемей II Филадельф) продолжил её формирование африканскими слонами. Здесь необходимо подчеркнуть, что африканские слоны античных армий не имеют ничего общего с африканскими слонами, живущими ныне южнее Сахары. В античное время климат в Северной Африке был мягче, и в Магрибе, между пустыней и Средиземным морем, оставалась ещё полоса саванн, где и водились слоны вымершего ныне вида. Это были совсем мелкие слоны — меньше индийских. Поэтому становится понятно, почему африканские слоны Птолемея отказывались идти против более крупных индийских слонов в битве с Селевкидами за господство над Сирией. Широко известна история о походе карфагенского полководца Ганнибала на Рим через Альпы в 218 до н.э.: в этих горах он потерял большую часть из своих 37 слонов, а все остальные, кроме одного, погибли, пересекая Апеннины. Главным поражающим фактором при атаке слонов, несомненно, являлся страх, который эти животные вызывали своим видом у непривычных к ним людей и лошадей. Немалую роль, впрочем, играла и огромная физическая сила слонов. К тому же слонам иногда давали двуручные кривые мечи, а иногда короткие бивни индийских и североафриканских слонов удлиняли железными наконечниками. Появление артиллерии на полях сражений в Азии в XVIII веке повлекло за собой прекращение использования слонов в качестве военной силы. Прозванный «танком древнего мира», слон оказался «сосланным» с передовых позиций военных действий, приняв функцию снабжения и поддержки армии (известно об использовании слонов в ходе II Мировой войны и во время Вьетнамской войны). Наряду с военными действиями слонов с древнейших времён вовлекали и мирную деятельность. Предположительно, этих гигантов стали задействовать в строительстве, лесозаготовках, буксировке около 2000 г. до РХ. По причине своих размеров, силы и сообразительности они оказались востребованы, как «живая машина», во многих видах тяжёлой физической работы. На протяжении веков слонов в Юго-Восточной Азии использовали как верховых, тягловых и вьючных животных, чаще всего — на лесозаготовках, где слоны выполняли роль «живых кранов», перенося и грузя спиленные стволы деревьев. В условиях влажных тропических лесов Азии слоны стали широко применяться в качестве рабочей силы в середине XIX в. Использование приручённых слонов в культуре и промышленности Таиланда имеет долгую историю. В конце XIX века их количество доходило до 100 000. В Мьянме и сегодня в лесозаготовительную промышленность вовлечено около 5000 таких слонов, что является, по истине, уникальным явлением в современном мире. Чаще всего слонов используют на лесоразработках, где они не только переносят тяжелые стволы спиленных деревьев, но и выполняют сложные работы, укладывая распиленные доски в определенном порядке, нагружают и разгружают баржи, вытаскивают бревна из воды. В отличие от африканского, индийский слон приручается быстрее, легче поддается дрессировке. Рабочие слоны играют важную роль в экономике азиатских стран. Показателем этого является тот факт, что на 1000 банкноте Вьетнама изображён вьючный слон. Однако в настоящее время технический прогресс и быстрое сведение лесных массивов сделали традиционную «профессию» азиатского слона практически ненужной. Они продолжают использоваться в качестве ездовых животных, особенно в районах, непроходимых для автотранспорта, а также широко вовлекаются в быстро развивающийся туристический бизнес. Так, популярностью у туристов пользуется «сафари» на слонах. Этот опыт примечателен не только впервые зафиксированным использованием приручённых африканских саванных слонов, он также демонстрирует многообещающие возможности превращения в доходный «аттракцион» для туристов (за подобное развлечении каждый турист платит 3625 долларов за 6 дней пребывания в кемпинге). Эти величавые животные являлись объектом почитания у многих народов. Слон — символ положительного характера — считается в Азии царственным верховным животным и высоко ценится за ум и хитрость. Белый слон, возвестивший рождение Будды, стал символом освободителя людей от оков земного бытия. Буддизм ставит его в один ряд с голубем мира. В Индии все белые слоны считались собственностью раджей и никогда не использовались для работы. Наибольшие почести воздавались этим величественным гигантам в Сиаме. Даже королю запрещалось садиться верхом на белого слона. Корм ему подавался на огромных золотых или серебряных блюдах, а его питьевую воду ароматизировали жасмином. Покрытое драгоценными попонами животное возили на роскошно убранной платформе. Индуистский бог словесности и мудрости Ганеша имел голову слона. В Древнем Китае слон также был символом силы и ума. А в западном античном мире экзотическое животное рассматривалось как атрибут бога Меркурия — воплощение наследственной мудрости и неагрессивной мощи. Африканские же пигмеи и сегодня верят, что в слонов вселяются души их умерших вождей. Благодаря долгожительству слон символизирует преодоление смерти. В средневековых книгах превозносится целомудрие слонов. Они часто встречаются на изображениях рая и на гербах (после крестовых походов). В 1464 году в Дании был образован Орден Слонов.Как свидетельствуют исторические источники, наличие слонов демонстрировало высокий статус их хозяина. Например, ассирийский царь Салманасар III (855 – 824 гг. до РХ) награждал слонами за победы в военных сражениях. Приручённые африканские и азиатские слоны участвовали в триумфальных процессиях во время возвращения римских армий. Жестоким и, возможно, более символичным было использование римлянами приручённых слонов на аренах. Исследователи предполагают, что публичное мучение и убийство слонов демонстрировали силу Римской империи перед побеждёнными противниками. Поскольку историческая родина слонов находилась за пределами Римской империи, они олицетворяли собой врагов Империи. Для развлечения толпы слоны сражались со слонами, носорогами, львами и гладиаторами. В частности, существует описание ужасного представления, устроенное Помпеем в 55 г. до РХ, в котором африканские военнопленные копьями сражались с 20 слонами. Обычно жадная до крови толпа была настолько поражена жестокой предсмертной агонией слонов, что обратила свой гнев против самого Помпея. На протяжении долгого времени слоны взимались в качестве дани с вассальных государств в Индии и на Среднем Востоке. Позднее их стали преподносить в дар европейским королям, дворы которых, к сожалению, совершенно не имели опыта их содержания. Как уже упоминалось ранее, в основных религиях Индии, индуизме и буддизме, эти животные (особенно белые) занимают одно из важных мест и традиционно участвуют в религиозных церемониях. Наиболее знамениты процессии в Керале, где храмовые слоны в богатом убранстве несут статуи богов. Слоны являются неизменным атрибутом пышных празднеств по случаю религиозных праздников и культурных событий в Шри-Ланке. Они также являются талисманом армии этого государства. На протяжении 3500 лет слоны входили в состав коллекций, главным образом, королевских зверинцев. Как сообщают источники, они содержались в шумерском городе Уре (≈ 2000-е гг. до РХ). Слоны также были представлены в коллекциях ассирийских правителей Тиглатпаласара I (≈ 1100-е гг. до РХ) и Ашшурнасирпала II (884 – 858 гг. до РХ). Тутмос III (1504 – 1450 гг. до РХ) не только охотился на слонов, но и отлавливал их для своей коллекции растений и животных в Фивах. В Средние века популярность королевских зверинцев снизилась. Интерес к собиранию и демонстрации экзотических зверей возродился вслед за дальнейшими территориальными исследованиями европейцев и с расширением их торговой экспансии в XVI веке. Африканские слоны содержались в королевском зверинце в Версале с 1665 г. до 1681 г., коллекция замка Шёнбрунн в Вене в 1752 г. также была дополнена слонами. В середине XIX века появились зоопарки в современном понимании. Слоны в них и сегодня остаются одними из наиболее популярных животных. Ещё в древние времена люди обращали внимание на сообразительность слонов, их хорошую память, способности к обучению (в основном, индийских слонов). Первые слоны, участвующие в представлениях, появляются при дворах князей в Ведической Индии ещё до 1000 г. до РХ. Римляне же не только мучили и убивали слонов в амфитеатрах. Также для развлечения публики они учили их исполнять трюки, поразительно напоминающие современные. Современное цирковое искусство берёт своё начало в Европе в XIX веке. В это время в Англии и во Франции артисты и дрессированные животные стали объединяться в одной цирковой программе. В середине XIX века в США появился знаменитый цирк Барнума, в состав которого входил зверинец, представлявший различных животных. Американских зрителей неизменно отличала большая любовь к слонам. Заатлантические цирки держались на этих животных; они были необходимы всякому уважающему себя шапито, и о значительности цирка судили по количеству слонов в его зверинце. В Цирке Ринглингов, Барнума и Бейли в конце ХIХ века их было около пятидесяти; между цирками шла «война слонов»— каждый мечтал похвастаться большим поголовьем, чем у соперника. В 1882 году Барнум приобрёл в Лондонском зоопарке африканского саванного слона, высотой 3,5 м (на момент гибели его рост составлял 4 м). Это был известный Джамбо, который в течение трех с половиной лет был суперзвездой Величайшего в мире цирка. Афиши кричали о «настоящем доисторическом мамонте, могущественном царе зверей», «самом большом четвероногом на земле», и благодаря рекламе этот слон стал стремительно прибавлять в весе: получалось, что со времени прибытия в США он поправился более чем на тонну! Факт особенно поразительный, если учесть, что речь шла о совершенно взрослом животном. За счет рекламы он быстро раздобрел еще на пару тонн. К несчастью, 15 сентября 1885 года в Сан-Томасе (провинция Онтарио), когда по окончании представления животных грузили в вагоны, Джамбо попал под поезд. Он умер мгновенно от перелома черепа и многочисленных повреждений внутренних органов. Слоны и сегодня продолжают принимать участие в представлениях старейшего цирка в Америке. На сегодняшний день они сохраняют за собой одно из лидирующих мест среди цирковых животных во всём мире. В основе же дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного. Слоны, которых используют в цирках, с раннего детства оторваны от матерей; их связывают и приучают к повиновению с помощью электрошокеров. Дрессировщики используют специальные металлические крюки, нанося остриём удары в самые чувствительные места животных. С результатами такой дрессировки часто сталкиваются цирковые ветеринары. К тому же содержание таких больших животных в ограниченном пространстве не может обеспечить полноценного ухода за ними. К несчастью, самое большое млекопитающее суши вот уже много веков жестоко истребляется для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на слоновую кость. Несмотря на то, что с 1989 года действует международный запрет на добычу слоновой кости, слонам все еще угрожает опасность, исходящая от человека, при том браконьерство не является главной проблемой. Сокращение среды обитания — основное препятствие для сохранения как африканской, так и азиатской популяции слонов. Расширение человеческих поселений, перенаселенность и вторжение сельского хозяйства в среду обитания слонов означает, что многие районы недоступны для миграции и добычи ими пропитания. В результате участились случаи набегов на поля и уничтожения посевов слонами, а столкновения между слонами и людьми ежегодно приводят к гибели людей. На органы по охране дикой природы оказывается давление с тем, чтобы они истребили слонов, обитающих вблизи людских поселений для снижения риска. Законодательство ряда стран выдаёт лицензии на уничтожение слонов, которые наносят вред. В начале 1970-х годов был зарегистрирован самый высокий уровень незаконной торговли слоновой костью с начала 20 века. Более 80% слоновой кости из Африки было получено незаконным путем. В западной и центральной Африке браконьерство по-прежнему остается большой проблемой и продолжается, потому что, несмотря на запрет, в некоторых странах все еще ведется торговля слоновой костью, а в азиатских регионах ее экспорт возрастает. Хотя, в целом, издавна окружённые почитанием, азиатские слоны уничтожались не так варварски, как африканские. Основные причины браконьерства заключаются в: 1) увеличении стоимости слоновой кости; 2) большом количестве незаконного оружия, находящегося на руках населения; 3) в притоке беженцев, оставшихся без постоянного заработка; 5) минимальный риск поимки и наказания за незаконную охоту (хотя закон во всех странах, где водятся слоны, предусматривает наказание за браконьерство). В отдельных странах можно получить лицензию на спортивную охоту. На протяжении всего периода времени, что человек содержит слонов в неволе, вопрос поддержания их здоровья всегда был объектом беспокойства. Одно из наиболее ранних описаний лечения слона встречается в раннем литературном памятнике Шри-Ланки «Махавнасе» (Велико хронике). Принадлежащего королю Дутагамини (161 – 137 гг. до РХ) слона, известного как «Kadol Etha» («Kandula»), лечили от ран, причинённых расплавленным металлом. Другой эпизод рассказывает о том, как король Дутагамини покрыл подошвы ног слона кожей для их защиты, когда тот дробил камни для постройки Махатхупы (культового сооружения). Первый трактат о содержании слонов был написан в Азии более 2000 лет назад. В музеях городов Коломбо и Канди (Шри-Ланка) хранятся древние сингальские манускрипты на пальмовых листьях, в которых описываются ветеринарные аспекты содержания слонов. Методы древней медицинской науки используются для лечения слонов и сегодня (аюрведические средства, акупунктура и т. п.).
Аттракционы со слонами в России
Работая ветеринарным врачом в цирке, мне довелось «общаться» со многими животными, в том числе и со слонами. В отечественном цирковом искусстве аттракционы со слонами связаны с именами представителей известных цирковых династий. Прежде всего, это династия Дуровых. Слоны участвовали в сценках одно из основателя этой династии Владимира Леонидовича Дурова. Продолжатели династии также включали в свои номера дрессированных слонов. Так, у Владимира Григорьевича Дурова были слоны Макси и Рези, у Юрия Владимировича Дурова – 2 слона, со слонами продолжил работать его сын Юрий Юрьевич Дуров (2 слона). Со слонами работала Наталья Дурова, позднее возглавившая «Уголок Дурова», где живут 2 слона. Тереза Васильевна Дурова (первая женщина в династии, которая стала работать со слонами) была самой маленькой дрессировщицей слонов в мире. Её рост — 150 сантиметров. А цирковые слоны ей, наоборот, попадались самые крупные — до трех метров высотой и весом в 6 тонн (Лайма и Монри). Другой известной династии дрессировщиков слонов являются Корниловы, чьих слонов и сегодня можно увидеть на арене цирка. Аттракцион «Слоны и танцовщицы», созданный Александром Николаевичем Корниловым, позднее возглавил его сын Анатолий. А.Н. Корнилов начал выступать со слоном Ранго, с которым проработал в течение 10 лет. Этот факт примечателен, тем, что и по сегодняшний день самцы слонов крайне редко используются в цирке из-за своего непокорного нрава. В последствие Анатолий Корнилов и его супруга Нина, также ставшая дрессировщицей слонов, приобрели ещё 3 новых слонят. В 1984 году был создан аттракцион «На слонах вокруг света». В 1993 г. были приобретены ещё 2 двухгодовалых слона (Претти и Герда), с которыми работала Нина Корнилова. Сейчас у Корниловых 5 слонов. Аттракцион Мстислава Михайловича запашного «Тигры на слонах» объединил непримиримых в природе врагов. Дрессировщик рассказывал, как получил слонов для этого аттракциона: «До 2000 года монополию на приобретение и продажу слонов имела ФРГ и вот оттуда пришло шесть голов. Слоны ждут нас в вагонах: трёхлетки, за каждого заплачено по 20 — 30 тысяч долларов. На перроне дрессировщики: Дуров, Филатов, Бегбуди и я. А слоны с ног до головы в дерьме, они же там, в вагоне, неухоженные. Взяли мы длинную палку, привязали к ней мел, нарисовали на лбах слонов номера — от одного до шести. Потом написали их на клочках бумаги, бросили в шапку и стали тянуть… мне достался хороший слон, а ему (Филатову) худющая слониха, со лба течет гной, ноги поранены — видно, зацепили, когда ловили. Она строптивая была, и её цепями вязали… Валентин Иванович, как увидел ее, так и говорит: Нет! Я восемь лет ждал этого слона брать не буду: он больной. Что хотите, то о делайте (Он в самом деле ждал восемь лет то денег не было, то ЦК не разрешал валюту тратить.). Как мне быть? Филатов — уважаемый человек, мой добрый знакомый… Я и говорю: Валентин Иванович, берите моего». В итоге в аттракционе были заняты 2 слона и 7 тигров. Работать с Сандрой и Рани продолжил его сын Мстислав. Представители другой известной цирковой династии Филатовых также работают со слонами. Татьяна Филатова работает со слонихой Радой с 1974 года. В аттракционе Сарвата Бегбуди, первого в отечественном цирке дрессировщика, который вывел на арену африканских гигантов, участвовали 2 африканских слона и 1 индийский – Зита, Чани и Чанга (2 индийских слона ему перешли по наследству от отчима Ю.В. Дурова, затем добавились ещё 2 африканских слона). Сегодня слона можно увидеть в номере Бориса Федотова (слониха Чани). По статистике за 2006 год компания «Росгосцирк» за последние годы не прибрела ни одного слона.
Слоны Петербурга
История появления слонов в Петербурге (Ленинграде) — это отражение дипломатических отношений северной столицы с главами правительств стран Востока. Подарить слона — значит выразить тем самым глубокое уважение и братскую любовь. Слон в Петербурге появился на одиннадцатый год существования самого города. Примерно на месте нынешнего Мраморного дворца в то время находился «мазанковый» почтовый двор. Напротив него в апреле 1714 года был устроен «Зверовый двор» для слона, присланного в подарок Петру I из Персии. Животное на паруснике доставили в Астрахань, а оттуда слон прошел через всю Россию до самого Петербурга. Всюду он возбуждал такое любопытство, что, например, в Астрахани сотни людей шли за ним, провожая, по сорок верст. Вообще, русские люди, слонов от роду не видавшие, повсюду выходили чествовать незнакомца «хлебом-солью». Специально для него шились кожаные тапки соответствующего размера, чтобы ноги бедного животного не повредились в дороге. Судя по всему, этотслон прожил недолго, возможно из-за плохого климата. Слона, посланного из Персии в Петербург, сопровождали два «зверовщика» и «слоновой учитель». Жили «слоновые мастера» — персы в построенных для них домах. Место, где они жили, получило название «Караван-Сарай» (отсюда происходит название Караванной улицы). «Слоновой учитель» Асатий обеспечивал слону лечение и «гигиенические прогулки». Это было делом непростым. Когда слона водили по Першпективной улице (Невскому пр.) посмотреть на него собиралось много народу. По данным М. И. Пыляева, в год на корм слона отпускалось 1500 пудов тростника, 136 пудов 35 фунтов пшена, 365 пудов муки, 27 пудов 36 фунтов сахара, около 7 фунтов корицы, кардамона, гвоздики, мускатных орехов, 45 пудов соли, а также… 40 ведер виноградного вина и 60 ведер водки. В апреле того же 1714 года на берегу Невы напротив Троицкой пристани (рядом с нынешним Троицким мостом) сооружается «Зверовый двор», ставший пристанищем для первого слона, прожившего здесь три года (запись о его смерти 23 мая 1717 года). Второй слон, также подаренный персидским шахом, появился в Петербурге в 1723 году; для его перевозки морем пришлось строить специальное судно. В 1736 году для 3-го присланного из Персии слона был выстроен новый «слоновый двор» примерно на месте нынешнего цирка близ Летнего дворца Елизаветы Петровны, где ныне расположен Михайловский замок. Слон прожил в одиночестве пять лет, а осенью 1741 года посольство персидского шаха Надира доставило в Петербург очередной подарок – четырнадцатьслонов. К их визиту подготовились основательно: реконструировали ветхий Аничков мост, а также еще три моста через Мойку и несуществующие ныне каналы, замощены некоторые дороги, выстроена площадь для прогулок слонов, которую назвали Слоновой, с удобным для купания спуском к Фонтанке. Осенью того же года возник скандальный переполох: по сообщению «Санкт-Петербургских ведомостей», во время одной из прогулок слоны, «осердясь между собою о самках начали буйствовать», трое из них при этом вырвались в город; двоих скоро поймали, а третий «пошел через сад, изломал деревянную изгородь и прошел на Васильевский остров», где, по словам газеты, «изломал чухонскую деревню». А спустя три годаслонов перевели за Лиговский канал (на место, где ныне находится гостиница «Октябрьская» на площади Восстания), где появилась Слоновая улица, названная в честь животных. 150 лет улица называлась так, пока не вошла в состав Суворовского проспекта. Со временем в Петербурге появилось слово «слоняться», то есть болтаться без дела, глазея по сторонам. А сюжет о прогулке слона использовал в своей знаменитой басне И. А. Крылов «Слон и Моська». В 1778 году по приказу Екатерины II слонов перевели в Царское село, где они продолжали жить, размножаясь в неволе. К сожалению, история слонов, подаренных Российскому императорскому двору, заканчивается печально – последний слон, потомок первых животных, привезенных в дар, был застрелен революционными матросами в 1917 году. В 1911 году в Петербургском зоосаде поселились слоны Бетти и Жолли. Слониха Бетти, прожившая в Ленинградском зоопарке ровно 30 лет, погибла от авиабомбы в сентябре 1941 года. Другому слону Ленинградского зоопарка удалось пережить блокад благодаря усилиям горожан. В июле 1951 из Пражског зоопарка прибыл слон Бэби, в 1954 в зоопарке появились азиатские слоны Кунг и Сюн, подаренные пионерам Ленинграда правительством Демократической Республики Вьетнам. Сюн прожил на свете 75 лет и был самым старым слоном в зоопарках мира. Он оказался последним гигантом в зоопарке нашего города. Вот уже более тридцати лет Петербург является чуть ли не единственным в мире городом с многомиллионным населением, в зоопарке которого нет слона.
Подводя итог, нужно отметить, что слоны, не смотря на гигантские размеры и силу, подвержены многим заболеваниям, причиной которых во многих случаях является человек. Рассматривая анатомо-физиологические особенности этих животных, становится понятно, что для полноценной жизни им необходимых обширные пространства, на которых они могут свободно перемещаться, находя необходимую пищу и воду. Для слонов также чрезвычайно важен «социальный» аспект, так как первые годы жизни молодого поколения проходят в тесном общении со старшими сородичами, обеспечивающим безопасность их жизни и «воспитание». Содержание этих гигантов в ограниченном пространстве никогда не сможет обеспечить комфортных условий для их существования, что пагубно сказывается на состоянии их здоровья. Эти величественные животные находятся на службе у человека на протяжении тысячелетий. Использование слонов «в разумных» пределах (рабочие, боевые, церемониальнын слоны) приняло чрезмерную форму на древнеримских аренах. Сегодня существование слонов оказалось под угрозой, и прогрессивное человечество должно приложить все возможные усилия для их сохранения.